Выставка-шоу Стальная грань

Приспособление для заточки Diamond-Ceramic Triangle Sharpener

 

Diamond-Ceramic Triangle Sharpener

Внимательный читатель, наверное, уже обратил внимание на то, что начиная эту главу от инструментов и приспособлений, требующих обязательной ровной и твердой опоры в виде  поверхности рабочего стола, я понемногу перешел к приспособлениям, которыми можно работать также держа их в руке, «на весу». Иногда это может оказать немалую услугу, хотя бы тогда, когда надо быстро и только слегка подточить нож или другой инструмент, а положить заточечное приспособление некуда или не на что. К тому же довольно трудно представить себе заточку, например, лопаты или тяжелого топора, водя ими по неподвижно лежащему на столе точильному приспособлению в форме типичного бруска.

Тут как раз лучше было бы сделать наоборот, например зажать топор или лопату в тиски, а удерживаемым в руках заточечным приспособлением водить по лезвию. Еще раз, очередной, позволю себе подчеркнуть, что ни принципов, ни техники заточки это не отменяет и даже не изменяет ни в коем случае. Только в очередной раз иллюстрирует относительность движения, что-то вроде «хватай мешки, вокзал отходит!». Но, что для нас несомненно существенно, заточечный инструмент или приспособление в этом случае надо за что-то держать. И намного лучше, если сможем его держать удобно и уверенно, а, следовательно, безопасно, не рискуя соприкосновением удерживающей инструмент руки с затачиваемым лезвием.

В очередной раз повторяясь, еще раз позволю себе заметить, что заточка это занятие потенциально опасное, как и всякая иная работа с острыми, режущими и колющими предметами. Зачем же делать ее еще более опасной, пользуясь несоответствующими инструментами, тем более, что вокруг имеется более чем достаточно соответствующих! Вот тут-то нам и пригодятся инструменты, к рассмотрению которых я постепенно перешел, когда тема классических брусков у меня исчерпалась. Сколько же можно о них рассказать, это о брусках-то!?

К следующему приспособлению, Diamond-Ceramic Triangle Sharpener фирмы DMT я, признаюсь, питаю некоторую слабость, так как в известной степени считаю себя его «крестным отцом» (фото). Лет шесть или семь назад, во время выставки IWA в Германии, учредительница и тогдашняя владелица фирмы (продала ее в 2005 году уходя на пенсию) Элизабет Пауелл (Elizabeth Powell) показала мне прототип нового приспособления: «Серж, это наши первые пробы с насыщенной алмазным порошком керамикой, посмотри и скажи что ты об этом думаешь».

Повертев в руках приспособление и попробовав им затачивать (ножей для этого на их стенде всегда хватает) я похвалил мысль, но покритиковал ее исполнение. Бетси (пользуясь привилегией называть «королеву технических алмазов» по имени) — спросил я — зачем ваши ребята сделали две рабочие поверхности длинной трехгранной призмы керамическими и только одну алмазной? На так мелкозернистой керамике ведь не затачивают, не подтачивают даже, а только правят и/или окончательно отделывают лезвие! Для этого и одной поверхности более чем достаточно, а в две другие я вделал бы алмазные пластинки, а не в одну как теперь (фото). Какие степени зернистости ты бы выбрал? - спросила «королева». Одну я бы точно сделал fine как наиболее часто используемую, для подточки в рабочем порядке слегка притупленных лезвий. А другую... хмм, я бы поставил на coarse, на случай несколько более основательной заточки.

Мне кажется, что таким образом покроются все наиболее часто выполняемые операции — заточка, подточка и правка, раз уж это должно быть приспособление как можно более универсальное, all in one как это у вас называют. И радиусы сопряжения боковых (рабочих) поверхностей я бы сделал разными, а не одинаковыми как теперь. Так чтобы можно было подтачивать любые волнистые или зубчатые лезвия, подбирая соответствующую кривизну ребра.

Так они в конце-концов и сделали и на выставке в следующим году миссис Пауелл вручила мне «мое детище» - приспособление видоизмененное в соответствии с моими предложениями. А вот уговорить удлинить рабочую поверхность приспособления с 6 на 10 или хотя бы 8 дюймов мне не удалось, хотя это явно пришлось бы по вкусу на кухнях. Особенно профессиональных, где используются ножи порядочной длины — затачивать, подтачивать и править такие было бы намного удобней. Но, думаю, что тут в игру входят уже соображения не столько технические, сколько рыночные, а именно стоимость, себестоимость, прогнозы продажи и так далее. Всегда ведь так — инженер и технолог гнут свое, а бухгалтер и маркетинговец — свое. Может быть когда-нибудь выпустят и удлиненный вариант, но пока что приходится удовлетвориться тем что изготавливают...

Качество и однородность абразивных поверхностей отличная, работается этим приспособлением удобно и безопасно. Если бы я сказал, что степени зернистости подобраны неудачно, вы бы мне и так не поверили, раз я сам их подбирал. «Запеченный» в керамику в качестве сердечника пруток из мягкой недорогой стали делает керамические изделия фирмы «небьющимися», так, по крайней мере, утверждает реклама. Хотя, знавал я не одного деятеля, котором «хоть железное дай»... Для хранения можно использовать прозрачную упаковку из мягкой прозрачной пленки, довольно прочную, застегивающуюся на «кнопку» и оборудованную петелькой для подвески (фото). К сожалению, рукоять не оборудована ни «ушком», ни хотя бы отверстием для подвески приспособления, ни мне это не пришло в голову (каюсь!), ни проектировщикам фирмы.

Рекомендуемое применение — кухня, дом, гараж, домашняя мастерская. В альпинистском лагере, на стоянке лесорубов, полевой базе геологов или кладоискателей тоже может пригодиться.

Отрывок из книги Сергея Митина "Как правильно точить ножи", публикуется с согласия автора.
Полное издание можно приобрести у издателя, российского журнала "ПроРез"